Уважаемые коллеги и друзья!

Этот сайт я создал для того, чтобы поделиться с Вами трудами своей научной и общественной деятельности, рассказать о себе и том чем я занимаюсь. Надеюсь информация размещенная здесь будем вам полезна.

Г. Н. Белорыбкин «Региональный компонент в историческом образовании»

В Пензенской области накоплен пока скромный опыт по использованию регионального компонента в образовании. Особенно большой контраст возникает при сравнении с национальными республиками, где местная история преподавалась на протяжении практически всего XX века. В то время когда в них издавались многочисленные учебники и пособия, в нашей области появилось несколько книжечек. Впрочем, это была целенаправленная политика развития национальных культур.

 

Что же сегодня происходит у нас?

 

Появился целый пласт учебной и краеведческой литературы, в школах выделены часы для регионального компонента, возникли новые формы работы. Правда рождается это тоже через многочисленные трудности. Но у нас есть главное, что позволяет реализовать любые планы – это огромный человеческий и культурный потенциал.

 

Недавно исполнилось 100 лет со дня образования ПОЛЕ и все это время в области велась активная краеведческая работа, которая в последние годы приобрела массовый характер, благодаря вовлечению в нее школьников.

 

Региональный компонент или краеведение, что нравится мне больше, является весьма объемным понятием и потому приходится выбирать что-то главное, чтобы определить роль, место и значение краеведения в системе образования.

 

Можно было бы остановиться на содержании регионального компонента, но это, скорее всего предмет не для выступления на конференции, а объект для кропотливой многодневной работы специалистов, которые должны отслеживать различные направления, обсуждать возникающие проблемы и дорабатывать содержание. В этом плане у нас работа только, только намечается.

 

Можно было бы рассказать об опыте организационной и издательской работы в области краеведения, но многие моменты здесь интересны либо для чиновников, либо для узких специалистов. Хотя и здесь есть свои достижения и недоработки. В частности изданы учебники, но мало методической литературы, выходит журнал «Краеведение», но нерегулярно и т.д. Кстати «Краеведение» – это уникальное явление в сфере культуры и образования. Пока в России ничего подобного никто осуществить не может. На его страницах публикуются как серьезные научные разработки, так и маленькие открытия любителей и что особенно важно школьников.

 

Здесь они видят реальные результаты своей работы и ощущают свою нужность и причастность к окружающей жизни. Правда за активную поддержку краеведческих изданий бывшего начальника управления образования обвинили в не целевом использовании средств, и сегодня не каждому хватает смелости для продолжения этой работы.

 

В связи с этим есть еще один аспект регионального исторического образования, который касается, на мой взгляд, каждого и во многом зависит от каждого из нас. Это определение приоритетов в образовании. И, прежде всего в историческом образовании, от которого зависит мировоззрение человека.

 

На сегодняшний день по этому поводу ведется очень много споров и существует масса различных подходов, но большинство сводится к тезису, что первично в историческом образовании местная история или всемирная. Опыт многих стран показывает, что обе они имеют право на существование, но приводят к противоположным результатам. В тех странах, где преобладает местная история сильны традиции местного самоуправления, там же где существуют строго централизованные государства преобладает изучение всемирной истории. Я бы назвал два этих разных подхода – западная демократическая модель образования и восточная авторитарная. Наиболее яркими представителями этих моделей можно назвать США и СССР.

 

В нашей стране объявлена реформа образования в духе западной модели, но оказалось, что она приходит в противоречие с государственным устройством и политикой централизации России. Поэтому до сих пор в нашей школе существует советская система образования, хотя и несколько модернизированная. А сама реформа превратилась в изменение внешней формы. Меняют количество лет, предметов, методов обучения, не меняя принципиальной схемы принудительного обучения. Сохранению этой системы способствует и то обстоятельство, что сегодня большинство школьников не видит перспективы реализации школьных знаний. Учатся в основном те, кто собирается пойти в вуз, но даже после него многие не представляют, что будут делать дальше.

 

Таким образом, отсутствие внутреннего побуждения к успешной учебе, а с другой стороны непонимание или возможно нежелание российских политиков и чиновников значения краеведения или регионального компонента в системе образования порождает нестабильность в стране. В связи с этим краеведение в нынешних условиях приобретает стратегические значение. С одной стороны занятие краеведением позволяет активно включиться в местную жизнь, узнать о проблемах прошлого и оценить богатство своей малой родины. Там где люди сумели по настоящему узнать историю родного края и полюбить его, они начинают переживать за него, а значит, начинают действовать. Сначала в одиночку, потом они объединяются и начинают сами строить свою жизнь.

 

Именно так возникают зачатки демократического устройства общества, и такие формы в России уже были – это земства конца XIX- начала XX веков. Не случайно большевики, установив диктатуру пролетариата, первым делом ликвидировали эти организации, а В.И.Ленин называл их пятым колесом в телеге. Большевики были умными людьми и понимали, что земства всегда будут противостоять реализации политики центра, станут ее тормозом, так как будут отстаивать местные интересы. Следом была ликвидирована и идеологическая база демократического самоуправления – краеведение. Все краеведческие организации были закрыты, а краеведы отправлены в лагеря.

 

С другой стороны, только поставив во главу угла политику развития краеведения, российское государство сможет действительно перейти на рельсы демократического строительства. Попытки прямого создания демократических органов местного самоуправления провалились и превратились в свою противоположность, когда власть на местах попала в руки националистов или местных олигархов. И это вполне понятно, поскольку в течении нескольких поколений шло активное воспитание советского человека и надо сказать не безуспешно, за которого думало государство и который обязан был ради него пойти на любые жертвы. Вытравить это из сознания очень сложно и поэтому необходимо переходить от кавалерийской атаки на старое государственное и политическое устройство к длительной и упорной работе по воспитанию человека нового поколения. Региональный компонент в образовании должен стать приоритетным в системе образования. Только через него на практике, возможно, внедрить демократические ценности в сознание и создать первичные ячейки демократического общества. Будут ли это земства или землячества, как, например, в Наровчатском районе – это не важно.

 

Люди в каждом селе, городе или даже улице сами определят формы местного самоуправления и снизу создадут фундамент демократического государства. И если внедрение регионального компонента не станет главным смыслом преобразования системы образования, то тогда нас ждет более длительный путь перехода к демократическому государству, когда возникшие на местах органы управления все равно явочным порядком начнут активно внедрять в образование местную историю и придавать ей приоритетное направление. И это не пустые домыслы. Достаточно посмотреть на опыт развития национальных республик, и мы увидим что там, на уровне республики, районов, сел и даже улиц создаются историко-культурные музеи-заповедники, выпускаются энциклопедии и учебники, активно внедряется местная история в образование. А чтобы в эффективности этой деятельности не сомневались и практики можно добавить, что там становятся престижными местные профессии и это приносит реальную экономическую отдачу

 

Вернуться к списку организационных работ