Уважаемые коллеги и друзья!

Этот сайт я создал для того, чтобы поделиться с Вами трудами своей научной и общественной деятельности, рассказать о себе и том чем я занимаюсь. Надеюсь информация размещенная здесь будем вам полезна.

Г.Н.Белорыбкин «Образование: старый новый путь»

«Из фабричной системы, как можно проследить в деталях у Роберта Оуэна, вырос зародыш воспитания эпохи будущего, когда для всех детей свыше известного возраста производительный труд будет соединяться с обучением и гимнастикой не только как одно из средств для увеличения общественного производства, но и как единственное средство для производства всесторонне развитых людей» (К.Маркс, Ф.Энгельс, т.23, с.494-495)


Изменения, происходящие в сфере образования за последние годы приобрели качественно новые очертания. Достаточно упомянуть такие общероссийские проекты как модернизация образования, приоритетный национальный проект «Образование», новая система оплаты труда, чтобы понять насколько масштабные изменения происходят внутри системы образования. Во многом все эти процессы вызваны новыми взглядами общества на систему ценностей и приоритеты развития.

 

Главным приоритетом в образовании Пензенского края на всем протяжении последнего десятилетия является соединение обучения с производственным трудом и подготовка специалистов в самых разных сферах производства. Об этом еще 100 с лишним лет назад писал К. Маркс, и в то же время, отмечал, что это единственный путь к возникновению всесторонне развитой личности.

 

Справедливости ради надо отметить, что принципы соединения труда и образования были заложены еще в советской школе, но привели к своей противоположности. Постепенно труд в школе стал превращаться из повседневной необходимости в один из многих предметов, оторванных от жизни. Сложилась лишь имитация труда, что унаследовала и современная школа. Парадигма получения знаний, во что бы не стало, привела к разрыву школы с реальной жизнью. Более того, и вся законодательная база, связанная с жизнедеятельностью детей, направлена на их отрыв от труда. До сих пор существует масса ограничений и запретов на работу детей под разными благовидными предлогами. В результате в тот момент, когда дети должны окунуться в реальную жизнь и научиться работать, они оказываются ограниченными в своих возможностях.

 

Впрочем, подобный легкий путь (запретил или разрешил), характерен и для самой системы образования, как в вопросах обучения, так и в организации трудового воспитания. Достаточно привести пример с сокращением уроков труда в школе. Многие в борьбе за их сохранение, сводят всю трудовую деятельность к этим урокам. Такая подмена понятий характерна для многих школ и здесь предстоит серьезная работа по осмыслению новых, а, по сути, хорошо забытых подходов.

 

В действительности настоящее трудовое воспитание возможно лишь тогда, когда дети участвуют практически в труде и что пожалуй еще важнее, вместе со взрослыми: учителями, родителями, крестьянами и рабочими. При этом формы труда должны меняться – от простого к сложному. Об этом еще в 80-х годах XX века писал Д.Б.Эльконин, которыйотмечал, что дети с раннего возраста в своем развитии должны пройти четыре ступени: 1- включение детей в совместный труд со взрослыми, 2- включение детей в совместное со взрослыми производство, 3- самостоятельное производство частичного продукта без взрослых, 4- получение профессии (Д.Б.Эльконин, 2008, с.26).1

 

Опыт развития образования Пензенской области наглядно демонстрирует эту динамику. Если на первом этапе становления производственного образования достаточно было посадить морковку или сшить наволочку, то теперь в школах внедряются целые производственные циклы и появляются новые формы организации труда, такие как малые предприятия, кооперативы и т.д. При этом они реально участвуют в экономическом развитии Пензенской области, а подчас выступают локомотивами развития территории. Такие изменения совсем не случайны. Сначала казалось, что достаточно научиться трудиться и все будет двигаться само собой. Однако жизнь подсказала, что сегодня для того, чтобы бытьуспешным надо не только хотеть трудиться, но и уметь. И на первый план вышло именно умение организовать свое дело, просчитать все риски и довести его до логического завершения. В связи с этим уже недостаточно привести человека на завод или фабрику, а необходимо совместно с детьми двигаться по всей производственной цепочке и наилучший эффект достигается в рамках небольших, быстро приводящих к реальным результатам, собственных фирм.

 

На это сегодня в Пензенской области направляют свои усилия все заинтересованные лица: от губернатора и членов правительства до директора школы и учителя. Конечно, не всегда получается все и сразу, но процесс соединения школы с реальной жизнью и производством становится все более заметным.

 

Это в свою очередь неминуемо приведет к необходимости изменений в учебном процессе и, прежде всего к снижению предметной нагрузки и более глубокой интеграции со школой профессионального образовании, производственной сферы и бизнес структур. Все это будет сопровождаться углубление профильного обучения и расширением мобильности учеников. Таким образом дети за период учебы получат производственный опыт, а работодатели уменьшат затраты на поиск и обучение нового персонала. Использование же в работе таких форм как малые предприятия, особенно если оно развивается успешно, приведет к появлению собственности и закреплению ее владельцев на родной земле. И тогда снова начнут наполняться детьми сохранившиеся сады и школы, и будут строиться новые.

 

Примечания


1 Д.Б.Эльконин. Размышления о перестройке советской системы образования //Вопросы образования. М., 2008. №2. С.6-32.

 

Вернуться к списку методических работ