Уважаемые коллеги и друзья!

Этот сайт я создал для того, чтобы поделиться с Вами трудами своей научной и общественной деятельности, рассказать о себе и том чем я занимаюсь. Надеюсь информация размещенная здесь будем вам полезна.

Г.Н. Белорыбкин «Путь из Булгара в Киев»

Волга всегда была крупнейшей транспортной артерией Восточной Европы и обеспечивала товарами и продуктами огромное количество людей. В то же время эта река была источником постоянных опасностей, либо от разбойников, либо от военных дружин.

 

Развитие мировой торговли и, прежде всего становление «Великого шелкового пути» привело к росту экономического значения крупных водных артерий. Вокруг них начинали группироваться различные племена и быстро росло количество поселений. В результате на Волге возникает сначала Хазарский каганат, а затем Волжская Булгария, которые активно использовали внешнюю и международную торговлю для внутреннего развития. Установив контроль над водной магистралью, они обеспечили ее безопасность, и организовали систему обслуживания торговых караванов, а заодно и контроля за ними со сбором торговых пошлин.

 

По берегам Волги (Итиля) стали формироваться специализированные поселения (открытые торгово-ремесленные и административные). На них устраивались перевалочные базы, постоялые дворы, велась торговля, осуществлялся необходимый ремонт, и сюда же вели пути из окрестных земель. Несомненно, существовали и другие пути, как водные, так и сухопутные, но волжский путь выделялся среди них как наиболее удобный и имеющий наибольший торгово-экономический оборот. Более того, от Волги отходило множество других путей, которые соединяли эту магистраль с окружающими территориями, как правило, по самому короткому пути.

 

Важнейшее значение среди них имел сухопутный путь из Булгара в Киев, соединяющий напрямую столицы двух восточноевропейских государств и пересекающий Волгу. В то же время между ними существовал и водный путь через Оку, что свидетельствует об интенсивности торгово-экономических контактов между Волжской Булгарией и Киевской Русью, начиная с X века. Именно с этого времени появляется первое сообщение Джейхани о пути из Булгара в Киев. “От Булгара до границы государства Русь 10 остановок, от Булгара до Куябе – 20 остановок” (Рыбаков, 1969. С. 189). Позже сведения о нем уточнялись и дополнялись другими арабо-персидскими путешественниками и географами (Идриси, Гардизи, Ибн-Русте и др.). В частности упоминается город Вантит, описывается местность и сопоставляются остановки с днями пути.

 

Все это позволило Б.А.Рыбакову теоретически восстановить маршрут и определить остановки на всем пути из Булгара в Киев (Рыбаков, 1952.; 1969). Для практического изучения пути и проверки существовавших предположений, в 1989 году была создана комплексная экспедиция с участием ученых Киева, Казани и других городов, лежащих в районе этого пути, который по предположениям Б.А. Рыбакова проходил по следующему маршруту: от Болгара через Волгу до городища Хулаш, по водоразделу Суры и Мокши (через Пензу), через верховья Хопра и Цны, Дон (между Воронежом и устьем Тихой Сосны), верховья Северского Донца, Водораздел Сейма и Сулы, в Киев.

 

Сопоставление этого маршрута с рельефом местности, особенностями гидрологии позволило уточнить его, а изучение археологических памятников связать места остановок с конкретными городищами. Направление, предложенное Б.А.Рыбаковым, в целом сохранилось, но конкретный путь все же выглядит теперь совсем по-другому (Моця, Халиков, 1997).

 

В первую очередь это относится к отрезку пути, проходившему по территории Руси (Моця, 1985. С. 131-133). Дальше, по определению Б.А.Рыбакова, путь “шел по безлюдным лесостепным пространством..., где путникам приходилось пересекать в верховьях сотни мелких истоков двух речных систем Волги и Дона”. (Рыбаков, 1969. С. 192). Однако трудно предположить, что существовавший в течение нескольких столетий богатый торговый путь не привлек к себе внимания восточных соседей Руси. И в первую очередь мордвы, занимавшей до IX века верховья Суры.

 

Но мордва не смогла воспользоваться плодами международной торговли. Как только торговый путь становится постоянным, мордва покидает Верхнее Посурье, а ее территорию занимает другое население, оставившее памятники с коричнево-красной гончарной посудой (ККГП), причем основная их масса концентрируется вдоль торгового пути, который вероятно, и стимулировал их возникновение для обслуживания торговых караванов и обеспечения безопасности, а также организации отдыха в местах остановок.

 

Исследование целого ряда памятников с ККГП позволило уточнить часть маршрута и определить места остановок с привязкой к местности, а также проследить эволюцию городищ и селищ, оставленных буртасами (Полесских, 1970; Белорыбкин, 1986).

 

Анализ средневековых сухопутных путей свидетельствует о том, что они, как правило, тяготели к водоразделам, где меньше оврагов и других препятствий (реки, болота и т.д.) (Рыбаков, 1969; Моця, Халиков, 1997). В географическом плане наиболее удобной дорогой с этой точки зрения можно признать путь от Волги, в районе Кайбел, через южную оконечность Керенско-Чембарской возвышенности – Сурскую Шишку. Здесь берут истоки такие реки как Хопер, Ворона, Инза и протекает Сура, являвшаяся серьезным препятствием на пути из Булгара в Киев. Всего же на пути было четыре крупных реки – Волга, Сура, Дон, Днепр, переправа через которые дело непростое и возможна лишь в определенном месте, где с одной стороны надо было поддержать переправу, а с другой – можно было контролировать торговлю, идущую через нее, что приносило немалые выгоды.

 

В месте переправы через Волгу уже с IX века функционируют поселения, жители которых обеспечивали переправу. На р.Сура наиболее выгодным местом для переправы был брод в районе слияния рек Уза и Сура, чуть ниже по течению, где глубина Суры была лишь 0,8 м. О том как осуществлялась переправа довольно подробно писали в своих трудах Ибн Хордадбех и Плано Карпини (Ибн Хордадбех, 1986. С. 138; Плано Карпини, 1958. С. 52). Впрочем, в местах постоянных переправ весь этот процесс был более организованный.

 

Если с X века переправы через Днепр и Дон контролировали славяне, через Волгу – булгары, что подтверждается большим количеством археологических памятников на них, то в районе переправы через Суру на рубеже X-XI веков возникают поселения буртас, которые держали брод под контролем и использовали путь для развития собственной торговли. Это в свою очередь способствовало развитию ремесла и притоку людей на поселения Верхнего Посурья, о чем можно судить по мощности культурного слоя и обилию вещей особенно тех городищ, через которые проходил сухопутный торговый путь. Его маршрут в Посурье проходил следующим образом: Юловское – Садовские I, II – Селиксенское или Николо-Райское – Балабанов Родник – Золотаревское городища и переправа через р.Сура. Кроме этого пути между поселениями существовали и другие пути как сухопутные, так и водные, которые тяготели к основному торговому пути:


1. Сухопутные: с востока на запад – Нижнекатмисское, Юловское, Садовские I и II городища, Селиксенские городище и селища, городище Балабанов Родник, Золотаревское городище; с севера на юг Садовские городища и селища, Мордовскоишимское городище, Сундровское, Трескинское, Новомачимское, Неклюдовское городища и другие пути.
2. Водные: вдоль р.Сура – Русскотруевское городище, Саловские селища, Чаадаеское, Канаевское городища; вдоль р.Вад от селища Попова поляна до Серго-Поливанова.

 

Основная масса импортных вещей сосредоточена на Юловском, Садовском II, Селиксенском, Золотаревском городищах, особенно на двух крайних пунктах этого отрезка пути, протяженностью около 40 км или одного легкого дня пути.

 

ак на Юловском городище часто встречаются славянские (керамика, пряслица, украшения), мордовские (украшения, орудия труда) и булгарские вещи (украшения, предметы быта). Большая насыщенность слоя славянскими, мордовскими и булгарскими вещами, значительная территория городища (22 га), географическое местоположение памятника дают возможность сопоставить Юловское городище с местом остановки караванов, а также с городом со всеми присущими ему функциями (Древняя Русь, 1985. С. 58). Само название – Юловское, Юлово, Юлка несет на себе отпечаток торговой деятельности, т.к. по тюркски – Юл означает путь, дорога (jol).

 

Юловское городище претерпело как качественные изменения (улучшение качества, технологии, строительства), так и количественные (увеличение числа и ассортимента вещей, уплотнение застройки и увеличение территории города в два раза). Здесь же сходились пути, ведущие на юг в степи через Неклюдовское городище и на северо-восток к Наровчатскому городищу и мордве, что позволяло сосредотачивать здесь как экономические, так и политические рычаги.

 

Что касается планировки города и других поселений, конструкции их оборонительных валов, жилых сооружений, то они имеют многочисленные аналогии, как в булгарских, так и в древнерусских памятниках. Это относится, прежде всего, к пути развития городищ от простого мысового типа к сложному, вероятно в тех же хронологических рамках, что и на Руси, хотя памятники с ККГП не достигли уровня и разнообразия древнерусских крепостей.

 

Основным типом застройки на селищах была прибрежно-рядовая или овражно-рядовая, распространенная в Восточной Европе. Жилье представлено преимущественно срубными полуземлянками, имеющими широкие аналогии, как на Руси, так и Волжской Булгарии. Конструкции оборонительных сооружений – частокол, срубы в один ряд и другие – также близки к булгарским и славянским (Древняя Русь, 1985. С. 196).

 

Впрочем со славянами у жителей памятников с ККГП были и более тесные контакты, т.к. Вадинская группа памятников, хотя и находилась чуть в стороне от торгового пути, но зато с XII в. стала граничить с Рязанско-Пронским княжеством в районе р.Выша. Большинство исследователей проводят границу княжества через низовья рек Цна и Мокша, что подтверждается археологическим материалом. В тоже время в среднем течении р.Вад и Выша существовали поселения с ККГП. О том, что между ними были контакты свидетельствует большое количество славянской посуды на поселениях с ККГП, а также планировка оборонительных сооружений.

 

На Юловском городище вокруг основного, мощно укрепленного детинца располагался посад, защищенный еще одним полукольцом обороны, где могли укрываться караваны купцов. Именно здесь, очевидно, устраивали торговцы одну из дневок. т.е. длительную остановку. Затем караван за день достигал переправы, а на следующий день путь его лежал дальше по степям и лесам.

 

Расположенное у переправы, Золотаревское поселение, состоящее из городища и трех селищ, дает еще более яркую картину торговых контактов, чем Юловское городище. Имеющиеся на нем материалы свидетельствуют с одной стороны о единой торгово-денежной и весовой системе в Посурье и Примокшанье, которая характерна для Волжской Булгарии. Это, прежде всего детали торговых весов, гирьки, грузики, а также многочисленные слитки из серебра, взвешивание которых показало, что они ориентированы на мискаль. В то же время встречаются фрагменты киевских и новгородских гривен. Довольно часто в качестве платежного средства использовались кусочки свинца, которые также ориентированы на мискаль. Возможно, их использовался и на других поселениях в Поволжье, однако эти кусочки редко взвешивают.

 

Помимо торгового инструментария на Золотаревском поселении найдено множество привозных вещей, в основном украшений из золота, серебра. Среди них можно выделить вещи, характерные для булгар, мордвы, русских, половцев, аскизов, а также привезенные из Китая и Ирана. В то же время среди предметов из разных стран есть своя специфика. Украшения из Руси представлены в основном культовыми предметами, связанными с христианством, часть из которых сделана из драгоценных металлов, а часть из бронзы и олово-свинца. Украшения из Волжской Булгарии, как правило, сломаны или отремонтированы. Особенно большую и специфическую группу предметов составляют вещи из Южной Сибири, представленные в основном деталями конской сбруи и оружия, характерных для аскизской культуры (Кызласов, 1983). Большинство накладок конской узды сделаны из железа и сверху украшены золотом. Оружие же представлено как специфическими наконечниками стрел, деталями защитного доспеха, так и своеобразными боевыми ножами – пальмами.

 

Такое обилие вещей на Золотаревском поселении, характерных для булгар, мордвы и аскизов позволяет предполагать, что здесь бывали не только купцы и путешественники, но и постоянно жили представители этих народов. Возможно, даже стоял военный отряд аскизов, судя по оружию и конскому снаряжению. Этот отряд обеспечивал безопасность торговых караванов, на всем протяжении пути, судя опять же по накладкам с позолотой золотаревского типа, встречающихся изредка на поселениях Руси и Волжской Булгарии.

 

Помимо этого Золотаревское поселение резко выделяется по количественным и видовым характеристикам среди других ремесленных центров Восточной Европы. Например, такого обилия матриц и ювелирных молоточков, пожалуй, нет нигде, что явно свидетельствует о существование у стен Золотаревской крепости крупного ремесленного центра. И хотя основа производства была булгарская, местные ремесленники внесли множество своих новшеств и особенностей, как в сами изделия, так и в технологию их изготовления. Особенно это касалось производства украшений. Так, например, при изготовлении серебряных украшений булгарского типа они расплавляли собственно булгарское изделие, добавляли в металл олово и свинец, а затем снова делали украшение, но уже без скани и зерни, как на подлиннике. Причем, судя по кладам и матрицам, это производство дешевых подделок было поставлено на поток. В то же время на Золотаревском поселении встречается множество уникальных изделий, что свидетельствует о высоком уровне мастерства местных ремесленников. Из Золотаревки ремесленные изделия активно распространялись по окрестным землям. В отношении соседних участков пути из Булгара в Киев и ближайших остановок информации значительно меньше.

 

При изучении установлено, что расстояние между двумя остановками составляет около 70 км. Взяв за основу день пути (легкий 31-37 км, тяжелый 46 км), Б.А.Рыбаков рассчитал, что расстояние от Булгара до Киева караван преодолевал за 60 дней, причем двигался он с остановками; два дня пути – день отдыха. Так от Юловского городища остановка расположена ориентировочно в 70 км на северо-востоке в верховьях р.Инза и Кеньша. В расположенных здесь деревнях до сих пор бытуют легенды о “пути мурзы” на северо-восток, что хорошо стыкуется с рельефом и направлением пути. По мнению А.Х.Халикова остановка располагалась возле Карсуна (Моця, Халиков, 1997. Рис. 65).

 

На западе от Юловского городища следующая остановка была, вероятно, в верховьях Хопра у д.Большая Елань, где имеется сооружение из валов со рвами. По топографическим условиям дальнейший путь был возможен лишь по правой террасе р.Хопер, т.к. долина реки сильно заболочена, особенно левобережье, и изрезана оврагами. От верховий Хопра путь лежал по водоразделу с р. Ворона, представляющее собой ровное плато с лесостепной растительностью. Остановка располагалась вероятнее всего между реками Мача и Сюверня. Место это, расположенное в безлюдном районе было защищено с юга от кочевников болотистой и сильно пересеченной долиной Хопра. Дальше путь шел на восток по степным пространствам и проходил через Ертиль (по тюркски – середина пути) (Моця, Халиков, 1997).

 

В целом восстанавливается практически весь путь с остановками и остается невыясненным лишь отрезок между Хопром и Доном, где пока не обнаружено археологических памятников, связанных с путем.

 

Примечания:

 

Белорыбкин Г.Н. 1986. Путь из Булгара в Киев в районе Верхней Суры //Волжская Булгария и Русь. Казань. С. 89=97.
Древняя Русь. Город, замок, село. 1985. Археология СССР. М. Ибн Хордадбех 1986. Книга путей и стран. Баку.
Кызласов И.Л. 1983. Аскизская культура Южной Сибири X-XIV вв. М. САИ. Вып. Е3-18.
Моця А.П. 1985. Новые сведения о торговом пути из Булгара в Киев //Земли Южной Руси в IX-XIV вв. Киев.
Моця А.П., Халиков А.Х. 1997. Булгар – Киев. Пути – связи – судьбы. Киев.
Плано Карпини. 1958. Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М.
Полесских М.Р. 1970. Археологические памятники Пензенской области. Путеводитель. Пенза.
Рыбаков Б.А. 1952. Русские земли по карте Идриси 1154 г. //КСИИМК. М., Вып.43.
Рыбаков Б.А. 1969. Путь из Булгара в Киев //Древности Восточной Европы /МИА. М. № 169. С. 189-196

 

Вернуться к списку статей