Уважаемые коллеги и друзья!

Этот сайт я создал для того, чтобы поделиться с Вами трудами своей научной и общественной деятельности, рассказать о себе и том чем я занимаюсь. Надеюсь информация размещенная здесь будем вам полезна.

Г.Н.Белорыбкин «Особенности формирования многонационального населения Поволжья и Пензенского края»

Сложившиеся к настоящему времени взаимоотношения между народами Поволжья и Пензенского края в частности имеют глубокие исторические корни. В течение многих столетий менялась территория расселения, традиции и даже язык. Современные русские, татары или мордва далеко уже не те, какими они были 500, 100 или даже 50 лет назад. Каких-то 100 лет тому назад национальные особенности проявлялись практически во всех областях: от одежды и кустарного производства до языка и психологии (1).

 

Однако за последние 500 лет, в течение которых народы Поволжья находятся в составе России, они испытали огромное влияние общегосударственной культуры. За это время было все: физическое истребление, насильственная русификация, экономические льготы, поддержка народных движений и создание национальных республик (2). Какие же выводы можно сделать из этих событий?

 

1.С момента вхождения в состав России не исчез ни один народ Поволжья. Более того, в конце XVIII века появился новый – немцы Поволжья. При этом никаких националистических противоречий не было.

 

2.Доминирующим народом стали русские, и общегосударственная культура также стала продолжением русской культуры. Это характерно для всех стран мира, когда культура титульной нации становится общегосударственной. В Поволжье расселение русских или точнее колонизация шла в основном мирным путем. Для сравнения можно вспомнить колонизацию Северной Америки, где колонисты либо физически уничтожали аборигенов-индейцев, либо загоняли их в резервации. В Поволжье русские колонисты селились чересполосно с местными народами, в результате чего шло активное смешивание населения и соответственно взаимообогащались и развивались народные традиции. И главное возникло взаимопонимание. Особенно ярко это проявлялось, когда надо было бороться с государством во времена крестьянских войн и народных революций. Здесь объединялись все национальности.

 

3.В истории Поволжья были и периоды военного противостояния, но они выходили за рамки национальности. Все военные конфликты можно свести к двум пунктам: а) борьба с другими государствами (Казанским царством, Астраханским и т.д.), во главе которых, как правило, стояла элита со стороны (3); б) борьба с кочевниками, например, ногаями, жившими за пределами тогдашней России (4).

 

В первом случае разные народы были как на той, так и на другой стороне, во втором они объединялись за Россию. Так если вспомнить период завоевания Поволжья в XVI веке, то татары, марийцы, башкиры были в составе, как русского войска, так и татарского. А если вспомнить строительство засечных черт в XVI-XVII веках, когда заселялся и Пензенский край, то можно отметить, что как среди казаков-пограничников были разные народы (русские, украинцы, мордва, татары, чуваши), так и среди мирных поселенцев были представители этих народов (5). Отсюда и многонациональный состав Пензенского края.

 

4. На протяжении многих столетий игнорировались культура народов, в результате выросло протестное самосознание, приведшее к возникновению национальных республик.

 

Исходя из этих уроков истории можно констатировать, что идет процесс взаимопроникновения культур, то ускоряясь, то замедляясь. Подавление национальных интересов приводит к росту противоречий, а включение их в государственные мероприятия приводит к возникновению общей культуры.

 

Любая культура состоит из двух частей духовной и материальной. В настоящее время практически все материальные проявления национальных особенностей выходят из употребления (6). Во многом это связано с мощным давлением государственной культуры, когда промышленные товары вытесняют национальный колорит (рубашки, платья и т.д.). Впрочем, в XXI веке к мощному воздействию на народы государственной культуры (фактически русской), добавилась культура глобальная (фактически американская).

 

В этих условиях любое сопротивление этим процессам приводит сначала к консервации национальных особенностей, а затем к деградации и гибели. Поэтому единственный путь для выживания национальных культур – это внедрение этнокультурных традиций в структуру современной массовой культуры. История народов Поволжья яркое тому подтверждение. Наиболее ярким примером может служить история самого древнего народа Поволжья – мордвы, которая существует уже почти 1500 лет, во многом благодаря тому, что всегда подстраивалась под господствующую культуру (7).

 

История другого народа Поволжья – буртас яркое свидетельство того, как активное сопротивление привело к тотальному уничтожению сначала его культуры, когда они были завоеваны Волжской Булгарией, а затем и к уничтожению как самостоятельного этноса в результате героической борьбы с монгольским нашествием (8).

 

Опыт других стран свидетельствует, что внедрение этнокультурных традиций в общую культуру возможно лишь при условии мощной государственной поддержки, что мы видим в национальных республиках Поволжья и через создание этноисторических парков, размером от республики до отдельного села, где сохранение национального наследия и, прежде всего его материальной культуры станет основной работой. Значительно лучше сохранилась духовная культура народов Поволжья, хотя и она подверглась активному размыванию. Однако духовная культура явление весьма консервативное и меняется очень медленно. Внешним проявлением этой культуры является, прежде всего, язык и поведение людей. Если взять, например татарина, то когда он думает на русском языке, то получаются одни выводы, если на татарском, то другие, а отсюда и разная реакция на события и соответствующие действия.

 

Поэтому самый короткий путь к забвению национальных традиций – это запрет на изучение родного языка, что собственно и делалось в СССР. С другой стороны переход только на изучение народного языка резко снижает возможности человека в современном глобальном мире. Здесь необходим разумный компромисс.

 

Не менее важную роль играет традиции и обряды, которые несут в себе два важных компонента (9):
А) устанавливают правила поведения,
Б) сохраняют связь поколений.

 

Сегодня мы пожинаем плоды активной борьбы с этими «пережитками прошлого», когда были уничтожены все исторические корни, разрушены национальные и религиозные святыни, в результате сложилось нигилистическое отношение к труду предков, а затем и к собственному. В этих условиях, когда люди не знают историю собственного народа, становится возможными спекуляции на национальной почве. А это надо отметить очень страшная вещь. Здесь первый признак любого этноса: свой-чужой подавляет все остальное. А следом подкидывается второй признак: развитый-неразвитый народ. Причем этим страдают не только отдельные националисты, но госструктуры большинства поволжских республик. В действительности сравнивают уровень богатств разных народов, а не состояние культуры. Так почему-то принято считать, что земледельческий народ более развитый, чем охотники и рыболовы, но опыт даже недавнего прошлого показал, что кукуруза не растет в тундре. Поэтому развитие экономики любого народа идет в строгом соответствии с существующими природно-географическими условиями. А уровень развитости народа правильнее оценивать по духовной составляющей, по качеству взаимоотношений людей между собой и окружающей средой.

 

Так вот когда возводятся в абсолют два вышеназванных признака, то это неминуемо ведет к росту национализма. А следом появляются нацисты, скинхеды, террористы. И всегда находятся люди со стороны, которые вкладывают в это большие деньги, чтобы эти ростки дали всходы и развалили страну. А в условиях социально-экономических трудностей это становится особенно актуальным.

 

В конце XIX века марксистское учение сформировало идею о том, что экономика определяет сознание. Сейчас в начале XXI века можно сказать, что наступил новый этап развития, когда экономический уровень развития достиг такого уровня, что теперь сознание определяет экономику. Будущее любого общества за интеллектом, который не может вырасти на пустом месте. Главными составляющими здесь являются опыт предшествующих поколений и возможность его реализации. Учитывая многонациональный характер населения Поволжья этого опыта здесь больше чем у других и наш долг воспользоваться этим преимуществом. Там где шире интеллект, там и основные инвестиции. Все это есть у нас в регионе, необходимо лишь более агрессивно распространять информацию о наших возможностях.

 

А для этого необходимо целенаправленное изучение опыта наших предков, активное внедрение его в умы людей, начиная со школьной скамьи или даже с роддома и превращение достижений предков в образец для подражания. Для этого в некоторых регионах создана атмосфера повсеместной поддержки изучения наследия предков. В этот процесс вовлечены средства массовой информации, школы и вузы, административные органы и общественные организации, создаются музеи и мемориалы, проводятся многочисленные конференции и семинары.

 

Есть положительные примеры и у нас в области, когда мощную поддержку получило краеведческое движение (10). Однако сегодня наблюдается отказ от завоеванных позиций, свидетельством чего служит вытеснение истории Пензенского края из школьного курса. В результате снижается вера людей в лучшее будущее на родной земле, и они покидают свою малую родину.

 

Только сформировав духовный заряд можно в наше время чего-то добиться. И тому множество примеров в истории. Достаточно вспомнить Русь в XIII-XIV веках, когда казалось, что жизнь после монгольского нашествия замерла, а ордынское иго лишило людей воли. Но нашлись идейные вдохновители, прежде всего в лице церкви, которые заставили людей поверить в свою силу и победить.

 

В наше время для обретения веры в свою силу необходимы более широкие усилия – от общественных организаций до религиозных и государственных. От этого зависит, будет ли использован многонациональный интеллект нашего региона для созидания будущего или для его разрушения.

 

Литература:

 

 1.Народный костюм Пензенской губернии. Пенза, 2005.; Суслова С.В., Мухамедова Р.Г. Народный костюм татар Поволжья и Урала. Казань, 2000.; Мордовский народный костюм. Саранск, 1990.
2. Русские. М., 2003.; Мордва. Саранск, 2004.; Татары. М., 2001.; Чуваши. М., 2000.
3.Военная история Государства Российского. М., 2004. Т.1.
4.Лебедев В.И. Легенда или быль. Пенза, 2006.
5.Там же.
6.Пензенская энциклопедия. М., 2001.; Материальная культура. М., 1989. Вып.3.
7.Мордовия. Энциклопедия. Саранск, 2003. Т.1.
8.Белорыбкин Г.Н. Золотаревское поселение. СПб.-Пенза, 2001.; Он же. Западное Поволжье в средние века. Пенза,
9.Народные знания. Фольклор. Народное искусство. М., 1991. Вып.4.
10. История Пензенского края в 2 частях. Пенза, 1996, 1998.; Родиноведение. Пенза, 2002.; Краеведение. Науч.-попул. журнал. Пенза, 1996-2000. и др.

 

Вернуться к списку статей