Уважаемые коллеги и друзья!

Этот сайт я создал для того, чтобы поделиться с Вами трудами своей научной и общественной деятельности, рассказать о себе и том чем я занимаюсь. Надеюсь информация размещенная здесь будем вам полезна.

Г.Н.Белорыбкин «Археологические памятники на территории г. Пенза»

Изучение древней истории на территории г. Пенза насчитывает более 100 лет, и занимаются ей в основном археологи, поскольку все факты приходится добывать из земли. Уже с 1897 года началось обследование и сбор материалов с Пензенских стоянок. Среди первых, кто обратил на них внимание, были пензенский краевед В.М.Терехин, французский археолог барон Де-Бай, сотрудница Пензенского краеведческого музея Н.И.Спрыгина. С конца 20-х годов XX века начались раскопки Н.И.Спрыгиной стоянок каменного и бронзового века – Барковской стоянки у оз.Ерня, у Калашного затона, у протоки Целибуха, а также протомордовский могильник 3-4 веков. С середины XX века М.Р.Полесских и В.А.Калмыкова организовали крупные раскопки на Ахунском I городище. Были продолжены исследования на поселениях у Целибухи (М.Е.Фосс), оз.Ерня (М.Р.Полесских), а также раскопано несколько погребений на Кривозерском могильнике X-XI веков (М.Р.Полесских).

 

В настоящее время археологи продолжают поиск новых памятников на территории г.Пенза и регулярно осматривают уже известные, большинство из которых застроено или полностью разрушено. В целом на территории города было обнаружено 14 археологических памятников, от эпохи камня до позднего средневековья.

 

Удобное местоположение издавна привлекало внимание людей, которые стали осваивать территорию начиная с эпохи мезолита (10-6 тыс. до н.э.) и оставили после себя несколько каменных орудий труда.

 

Традиционными занятиями людей той эпохи были собирательство, охота и рыболовство, а потому жили на стоянках недолго и часто переходили с места на место. То же самое было характерно и для следующего периода (неолита). Среди новшеств этого времени можно отметить появление глиняной посуды, поверхность которой тщательно разукрашивали. Сначала это был накольчатый орнамент, затем гребенчатый, ямочно-гребенчатый и т.д. По ним получили свои названия и те племена, которые изготавливали такую посуду. Помимо посуды на стоянках сохранилось множество осколков от кремней, кварцитов и орудий труда. Встречаются также каменные наконечники стрел и копий.

 

Значительно богаче и разнообразнее стал инвентарь в эпоху энеолита, когда территорию нашего края и г.Пензы заселили племена волосовской культуры ( II тыс. до н.э.). Это шлифованные долота, топоры и тесла, но особый интерес представляют подвески из лиственита. Новые племена уже жили постоянно и оставили после себя множество землянок, часто соединенных между собой траншеями.

 

В эпоху бронзы в районе Пензы поселились племена абашевской, срубной и катакомбной культур. Керамика среднедонской катакомбной культуры встречена лишь на Ахунском городище. А срубная культура представлена на всех пензенских поселениях: Барковка, Целибуха, Калашный затон и др. Особый интерес представляет медеплавильная мастерская на Барковке. Здесь были обнаружены глиняные литейные формы с отпечатками ножа и топора, а также различные приспособления для литья: тигли, льячки, бронзовые слитки и отдельные изделия из бронзы: ножи, шилья, украшения.

 

В эпоху раннего железного века на территории города обитали племена городецкой культуры, о чем свидетельствуют материалы Ахунского городища. Это одно из первых укрепленных поселений на территории нашего края. На нем сохранилась керамика с рогожным орнаментом, глиняные пряслица и грузики, изредка встречаются железные изделия, свидетельствующие о занятии людей охотой и рыболовством.

 

Огромный интерес представляют протомордовские могильники 3-4 веков (Свинуха и Пензенский), поскольку памятников этого времени чрезвычайно мало. Материалы этих и ближайших могильников этого времени (Старший Селиксенский, Усть-Узинский) позволяют представить материальную культуру и религиозные верования предков мордвы-мокши, прародина которой располагается именно в Верхнем Посурье.

 

Основным занятием людей в этот период были охота и рыболовство. Среди бытовых предметов чаще других встречается глиняная лепная посуда в виде банок, горшков и мисок, а также железные ножи и топоры-кельты с коротким лезвием. Ярче всего представлены металлические детали женской одежды. Это бронзовые круглые бляхи крупных размеров с отверстием в центре, накосники с подвесками, шейные гривны и наиболее типичное украшение – височные стержневидные подвески с биконическим грузиком. Хоронили они по обряду трупоположения в грунтовых ямах. Жили на открытых селищах по берегам рек и ручьев.

 

Мордовские поселения и могильники 7-11 веков также встречаются на территории города. Для них характерны все достижения культуры этих лет. Поселения по-прежнему оставались открытыми и располагались по берегам рек. Хоронили также в ямах, но теперь строго головой на юг, что стало типичной чертой памятников мордвы-мокши. Так же продолжали бытовать такие детали женской одежды как височные подвески теперь уже с бипирамидальным, а к XI веку даже каплевидным грузиком, накосники с подвесками, гривны самых разных форм, нагрудные бляхи с дверкой и так далее. Одним из самых характерных становиться такое украшение как застежка-сюльгама в виде разомкнутого кольца, на концах которого сначала были колечки, а затем появились длинные трубочки-«усы».

 

Из бытовых предметов все также пользовались глиняной лепной посудой бурого цвета в форме горшков и мисок, железными ножами, топорами-кельтами, но уже с длинным лезвием. Впрочем, существовали они лишь до X века, а затем их вытесняют проушные топоры. Кроме того, в этот период встречаются довольно часто детали конского снаряжения и предметы вооружения. Это в основном железные наконечники стрел и копий. В 11 веке на смену мордовской культуре приходит культура Волжской Булгарии, изделия которой встречаются как по всему Верхнему Посурью, так и на территории г. Пенза. Вероятно здесь же проходил один из торговых путей, который соединял Верхнее Посурье с Примокшанскими землями и Северо-Восточной Русью. То же самое можно отнести и к золотоордынскому периоду. Керамика этого времени довольно часто встречается по берегам р.Суры. Иногда попадаются и золотоордынские монеты из серебра и меди. Особенно ярко это представлено на Ахунском селище.

 

В непосредственной близости от Пензы располагались крупные населенные пункты, начиная с X века и заканчивая XIV веком. Это Кижеватовские, Чемодановские и Золотаревские поселения X-XIII веков, Саловское селище XIII-XIV веков. Материальная культура этого времени достигла высокого уровня. Уже в домонгольский период здесь было распространено пашенное земледелие и налажены разнообразные ремесла, от гончарного до ювелирного. В XIV веке началось даже изготовление чугунной посуды. Однако после междуусобицы в Золотой Орде жизнь на большинстве поселений региона замерла. Оставшееся население перешло к занятию натуральным хозяйством и, вероятно, в XV веке было присоединено к Казанскому ханству.

 

В XVI веке в Верхнее Посурье стали проникать переселенцы из России и начали осваивать под пашни новые земли, о чем свидетельствуют исследования почвоведов и отдельные исторические и археологические факты. Вероятно, именно в результате этого на территории Пензы возник Черкасский острог, как убежище на случай военной опасности. В XVII веке на территории Пензы рядом с Черкасским острогом была построена уже мощная крепость. Все это свидетельствует о том, что поселение здесь было и раньше, но установить это возможно лишь благодаря раскопкам.

 

Археологические исследования позволяет предполагать, что население на территории города жило, начиная уже с каменного века. Начиная с рубежа нашей эры, здесь непрерывно проживали люди. Впрочем, это было не одно поселение, а цепочка селищ, расположенных в разных местах Пензы. Их присутствие фиксируется в настоящее время вплоть до XIV века, хотя вероятнее всего население здесь сохранялось и позже вплоть до строительства крепости в XVII веке.

 

Таким образом, можно констатировать следующее:
современное русское поселение Пенза возникло как минимум на 100 лет раньше, само название «Пенза» имеет более древнее мордовское происхождение, на территории Пензы население проживало постоянно, как минимум, с X века (сначала мордовское, затем мордовско-буртасско-булгарское) и смогло сохранить местные названия вплоть до прихода русского населения. Однако для окончательного определения времени возникновения поселения Пенза необходимы серьезные археологические исследования.

 

Литература


Вихляев В.И. Происхождение древнемордовской культуры. – Саранск, 2000.
Винничек В.А., Яньков В.В. Ахунское селище // Археология Поволжья. – Пенза, 2001. – С.24-33.
Полесских М.Р. В недрах времен. – Пенза, 1956.
Полесских М.Р. Археологические памятники Пензенской области.
Путеводитель. – Пенза, 1970.
Полесских М.Р. Древнее население Верхнего Посурья и Примокшанья. – Пенза, 1977.
Расторопов А.В., Ставицкий В.В. Хроника археологических исследований //Из истории области. Очерки краеведов. – Пенза, 1992. – Вып. III. – С.217-234.
Ставицкий В.В. Керамика эпохи бронзы с Ахунских городищ // Археология Поволжья. – Пенза, 2001. – С.18-23.

 

Вернуться к списку статей