Уважаемые коллеги и друзья!

Этот сайт я создал для того, чтобы поделиться с Вами трудами своей научной и общественной деятельности, рассказать о себе и том чем я занимаюсь. Надеюсь информация размещенная здесь будем вам полезна.

Г.Н. Белорыбкин «Особенности этнокультурного развития народов Пензенского края»

Пензенский край – типичный российский регион, где проживает множество различных народов. Так по данным переписи 2002 года в области зафиксировано 236 народов и этнических групп. Среди общего числа населения Пензенской области (1452941 чел.) абсолютно преобладают русские (1254680 чел.) (86%). Среди остальных выделяется небольшая группа народов превышающая 10000 чел. – это татары (86812 чел.) (6%), мордва (70739 чел.) (5%) и украинцы (12421 чел.) (1%), а также группа этносов с численностью больше 1000 чел. – это чуваши (6738 чел.), армяне (3670 чел.), белорусы (2579 чел.), цыгане (2535 чел.), азербайджанцы (1679 чел.), немцы (1279 чел.). Среди остальных народностей множество таких, которые представлены одним, двумя человеками (абазины, дунгане, монголы, ногайцы, селькупы, испанцы, французы и др.).

 

Сравнение с результатами предыдущих переписей показывает, что численность и состав малых этносов очень динамичны и постоянно меняются. Все это связано с миграционными процессами, происходящими на всем постсоветском пространстве. Кроме того, меняется и самосознание. Так в частности появились такие новые национальности, как казаки, крымчаки, мордовец и т.п.

 

В то же время крупные этносы в целом сохраняют стабильность на протяжении многих десятилетий. Но и здесь жизнь не стоит на месте, и происходят определенные изменения. Так численность мордовского населения стабильно снижается, в среднем по 10 000 человек за десятилетие, а количество татарского населения стабильно увеличивается. В территориальном плане три основных народа Пензенской области распределены следующим образом: русские проживают по всей территории области (кроме того, в Земетчинском, Вадинском и Башмаковском районах сохранилась особая группа русского населения – мещера), татары сосредоточены преимущественно в Неверкинском, Городищенском, Кузнецком, Сосновоборском, Лопатинском, Каменском районах, мордва – в Шемышейском, Сосновоборском, Камешкирском районах. Такая особенность территориального расположения возникла не случайно, а тесно связана с историей заселения края и формированием этнических черт. Пензенская область расположена в зоне лесостепи в центре Восточной Европы, а потому здесь всегда пересекались пути переселений разных племен и народов. Современное расселение компактными группами складывалось на протяжении трех столетий (16-18 века). Определяющим фактором здесь было создание засечной черты, а также близость мест проживания народов.

 

Во времена строительства засечных черт на пензенские земли переселялись как строители, так и служилые казаки, для охраны границы. За работу они получали наделы земли, где позже вырастали деревни, сохранявшие этнокультурные традиции первопоселенцев. А со временем возникали и местные особенности.

 

Так в среде русского населения в бассейне р.Выши сложилась своеобразная этническая группа, получившая название мещера. Она выделяется, прежде всего, особой женской одеждой и ц-окающим диалектом в языке. Среди татар Пензенской области произошло разделение на две группы – кузнецкую и лямбирскую, имевшие ч-окающий диалект.

 

Отличительной чертой мордовского населения можно назвать возникновение в Шемышейском районе группы населения, говорящей на смешанном мокшано-эрзянском языке и имевшей общемордовские культурные черты.

 

При этом очень важно отметить тот факт, что в языке всех этих народов Пензенского края присутствуют заимствования друг друга, доходящие до 30-50%. Это было результатом длительного сосуществования этих народов, истоки которого уходят в 1 тыс. н.э.

 

Древнейшим среди всех народов Пензенского края, несомненно, является мордва, которая изначально делилась на две этнографические группы – мокшу и эрзю. Археологи находят истоки мордовской культуры в памятниках первых веков н.э. Письменные источники упоминают мордву уже в 6 веке под именем «морденс». Именно в это время на территории Пензенского края сформировались основные этнокультурные черты мордвы-мокши. Можно смело утверждать, что Пензенский края стал колыбелью мордовского народа, который никогда не покидал эти края.

 

Этногенез и развитие мордовского народа проходили в сложных исторических условиях и потому до сих пор вызывают споры, как среди ученых, так и среди обычных людей. Среди проблем выделяются в первую очередь такие вопросы как: откуда появились названия мокша и эрзя, что было сначала – единый народ, который потом разделился на две группы или наоборот две группы объединились в единый народ. Среди наиболее ярких сторон мордовской культуры можно выделить женский костюм и языческую мифологию. Правда, в настоящее время из всего многообразия мордовской культуры сохранился только язык. Сегодня национальную одежду можно увидеть лишь на праздниках и выступлениях самодеятельности. А в религиозном плане большинство мордовского населения исповедует православное христианство.

 

Другим древнейшим народом на территории Пензенского края являются татары-мишари. И хотя сформировались они как народ лишь в 14-15 веках н.э. в бассейне рек Мокша и Ока, где их называли «мещеряками», но их предки появились в пензенских землях уже в 8-9 веках. Сначала это были племена буртас, а затем с 11 века появились кыпчаки, союз которых и привел к появлению особой группы татар Поволжья – татар-мишар. Начиная с 16 века они активно расселяются по всему Поволжью, но наиболее компактно они заселили западное Поволжье, где их упоминают под названием «буртасы – посопные татары» (посоп – мера зерна, платившаяся в качестве налога). Сами мишари, как правило, называют себя просто татары, но этнографические, языковые и культурные особенности все же отличают их от других татар Поволжья.

 

носят национальную одежду. Большинство татар носят только головной убор – тюбетейку. В то же время наряду с языком сохранились национальные традиции в домостроительстве, бытовом укладе, приготовлении пищи, фольклоре. Большинство обрядов и праздников связаны с основной религией татар – исламом суннитского толка. Русское население в массовом порядке стало заселять Пензенский край в 16-17 веках в период строительства засечных черт. Поэтому здесь оно появилось уже в сложившемся виде. Более того, многие из первопоселенцев позже переселялись дальше на восток и юг. Кто по своей воле, а кто и по приказу. Те же, что оставались на пензенской земле со временем смешивались как с мордовским и татарским населением, так и внутри великорусского этноса. Так как заселение шло с разных сторон, то на территории Пензенской области сошлись представители северорусского, южнорусского и среднерусского населения. У каждой ветви русских были свои языковые и этнокультурные особенности. Длительное сосуществование этих групп с мордовским населением привело к возникновению в языке жителей Пензенского края такой особенности речи, как протяжное произношение окончания слов. По этой черте пензенца можно узнать в любой точке мира.

 

В то же время территория Пензенского края была известна русским задолго до ее массового заселения. Исследования археологов свидетельствуют, что русские люди активно заселяли этот край уже в начале 2 тыс. н.э. От них осталось множество украшений и христианских атрибутов. Во многом это связано с функционированием торгового пути из Булгара в Киев.

 

Одновременно с русским населением на территории Пензенского края появились украинцы и чуваши. Среди них были как служилые казаки, так и крестьяне. Причем на начальном этапе это было небольшое число первопоселенцев.

 

Украинцы в основной массе появились в Пензенском крае во второй половине 19 века и начале 20 века, когда появились свободные земли там, где преобладали промыслы. Заселение сопровождалось конфликтами, и было разрозненным. В результате на территории Пензенского края сложилось два пласта украинского населения: потомки засечных сторожей 16-17 веков и крестьян 19-20 веков. И те и другие были православные христиане.

 

Расселение чуваш приходится в основном на 17-18 века. По переписи середины 18 века упоминается множество деревень с чувашским населением от 100 до 200 человек. Основная масса чуваш оказалась сосредоточенной в современных Неверкинском и Кузнецком районах и относится к группе низовых (анатри). По вере они относятся к православным.

 

Что касается этнокультурных особенностей, то сейчас от них практически ничего не осталось. Одежда и быт полностью подчинены современным глобальным процессам. Национальные костюмы можно увидеть в основном либо в сундуках бабушек, либо в музеях, либо на страницах книг (Народный костюм Пензенской губернии конца 19-начала 20 века. 2005). Основная религия русского населения – это православное христианство, в то же время в Пензенской области есть баптисты, католики, пятидесятники и другие ответвления христианства.

 

В Пензенской области за 2006 год зарегистрировано 5 региональных, 9 местных национально-культурных автономий, 22 национальные общественные организации.

 

Деятельность национально-культурных образований освещается в теле-радиопередачах, в национальных изданиях «Арба» на русском и татарском языках и «Солнце ислама» на русском языке, на страницах областной газеты «Пензенская правда» в специальной рубрике «Семья народов губернии».

 

Все это позволило создать фундамент для создания специальных этнографических поселений, где этнокультурные особенности основных народов представлены во всем многообразии – от отдельных вещей до обрядов и бытовых условий.

 

Вернуться к списку статей