Уважаемые коллеги и друзья!

Этот сайт я создал для того, чтобы поделиться с Вами трудами своей научной и общественной деятельности, рассказать о себе и том чем я занимаюсь. Надеюсь информация размещенная здесь будем вам полезна.

Г.Н. Белорыбкин «Религия народов Пензенского края как культурный феномен»

Россия изначально формировалась как государство, объединяющее разные народы, культуры и религии. А сам факт столь длительного существования России свидетельствует о том, что были найдены такие формы сосуществования, которые позволяют мирно уживаться и совместно развиваться людям с разными духовными мирами. Подобное толерантное сознание, конечно же, сложилось не сразу, а прошло длительный и далеко не простой путь. Было все – и противостояние в период объединения земель, и совместная борьба с общими врагами, и социальное расслоение, когда ради общей идеи объединялись люди разных вер и национальностей.


Особенно ярко это прослеживается на примере эволюции религиозного сознания, начиная от язычества и заканчивая мировыми религиями. Причем процессы, которые проходили в рамках всей России можно проследить и на примере отдельных регионов. Весьма характерна в этом плане история Пензенского края, где нашли отражение практически все общероссийские культурные феномены. С одной стороны на протяжении многих тысячелетий на территории края формировалась языческая культурная традиция, которая во многом схожа с языческими представлениями большинства народов России лесной и лесостепной зон. Это, прежде всего поклонение силам природы, природосберегающие ритуалы и обряды, которые постепенно выстроились в сложную систему многобожия1. Отдельные элементы языческих представлений сохранились и до наших дней в виде различных суеверий (поклонение родникам, украшение деревьев и т.п.). Но для нас главное состоит в том, что языческие традиции не имели агрессивно-отторгающего характера, свидетельством чего могут служить археологические и письменные источники2. Так, например раскопки языческих мордовских могильников показывают, что на одном могильнике хоронили, как своих покойников с большим количеством предметов, так и представителей других религий. В зависимости от этого одних сжигали, других хоронили без вещей (мусульмане) или со специальным набором вещей (христиане), третьих хоронили в виде кучки костей (зороастрийцы) и т.д.3 Так же и письменные источники редко упоминают конфликты на религиозной почве. Достаточно вспомнить былины о русских богатырях, которые приходили с окраин Руси и сражались за христианские ценности до конца.


С другой стороны очень показателен и другой феномен, связанный с тем, что на территорию России мировые религии приходили уже в сложившемся виде и должны были оставаться неизменными при любых ситуациях. Однако мы наблюдаем даже на примере истории Пензенского края примеры многочисленных трансформаций, которые создавали благоприятные условия для перехода людей в новую веру. Наиболее показателен в этом плане рассказ Ибн-Фадлана, который участвовал в процедуре официального принятия Волжской Булгарией ислама в качестве государственной религии в 922 году4. Он отмечает, что в Волжской Булгарии живут представители разных религий, и в первую очередь мусульмане, которые, по его мнению, все делают неправильно. Однако пожив некоторое время он был вынужден признать, что в данном месте действительно приходится вести себя, так как это делали до него. Особенно это касается коротких летних ночей, когда он пытался совершать намазы по несколько раз, а в результате времени на сон уже не оставалось.


Примеры тесного сотрудничества разных религий и культур мы можем увидеть и на примере Золотаревского городища в Пензенской области5. Так в мирное время здесь мирно сосуществовали, мусульмане, христиане, иудеи, язычники, зороастрийцы. Характерно, что они использовали в своей одежде символы и украшения всех религий, что свидетельствует о тесном культурном взаимодействии. На территории городища найдены уникальные христианские символы (кресты, подвески, нашивки), наборы шаманских предметов и множество других сакральных вещей6. В то же время, например о мусульманстве можно судить только по отсутствию костей свиньи на поселении.



Когда же началось монгольское нашествие, то представители всех религий и племен плечом к плечу сражались за город на Суре и погибли, защищая общую родину. В результате территория городища до сих пор представляет большую братскую могилу людей разных верований, тела которых до сих пор не погребены. Справедливости ради необходимо установить хотя бы памятный знак в честь погибших воинов.


Не менее интересные события происходили в период господства в Восточной Европе Золотой Орды, которая в качестве государственной религии выбрала ислам. В это же время христианской церкви на Руси были выданы охранные грамоты, запрещавшие трогать христианские символы. Возможно через Пензенский край даже проезжал первосвятитель Петр, направлявшийся в столицу Орды г.Сарай, для открытия православной епархии. Археологические материалы также свидетельствуют о том, что на территории мусульманской Орды были многочисленные христианские церкви, как православного толка, так и несторианского.


Впрочем, и ислам на территории Золотой Орды претерпевал многочисленные изменения, то в сторону суфизма, то ханафизма и т.д. в результате чего стали строиться мечети, медресе, появлялись и исчезали мавзолеи, каменные надгробия с надписями7.


Не менее интересные события происходили и в период заселения Пензенского края в 16-18 веках, когда возникло большинство современных пензенских сел и городов8. С одной стороны это яркий этап в жизни православной церкви, когда возникали монастыри, как наземные, так и подземные, строились храмы, происходили чудеса с иконами, спасавшими города. С другой стороны службу в пограничных крепостях несли представители самых разных народов и религий, которые совместно защищали Россию. В качестве примера можно отметить массовый переход на службу к московскому царю татарских князей со своими родами с сохранением религиозных традиций и получением земельных угодий, особенно в бассейне р.Оки, где возникло даже Касимовское царство9.


Таким образом, в результате слияния местных культурных традиций с такими религиями как христианство и мусульманство возникли особые организации, которые мы сегодня называем православное христианство и традиционный российский ислам. Православие окончательно оформилось к 17 веку, в результате чего часть христиан откололась от официальной церкви и в небольшом количестве до сих пор встречается в некоторых селах Пензенской области10. Традиционный ислам формировал основные традиции значительно дольше. Во многом из-за того, что в ходе расширения территории России на восток, вплоть до 19 века присоединялись новые народы, исповедовавшие ислам. И даже сегодня возникают проблемы в деятельности мусульман, в связи с существованием различных течений – от мирных до агрессивных. 


В то же время есть одно явление, которое объединяет представителей всех религий – это обучение грамоте. Благодаря монастырским летописям, мы знаем историю нашей страны, благодаря медресе знания древних цивилизаций распространились по всему свету. И сегодня просветительская, миссионерская деятельность представителей различных религиозных конфессий играет огромную роль в сохранении культуры нашей страны.
 

Литература:


1. Мокшин Н.Ф. Религиозные верования мордвы. – Саранск, 1998.

2. Белорыбкин Г.Н. Западное Поволжье в средние века. – Пенза, 2003.; Юрченков В.А. Мордовский народ: вехи истории. – Саранск, 2007. Т.1.

3. Петрбургский И.М., Аксенов В.Н. Древние памятники на реке Ляча. – Саранск, 2008.; Халиков А.Х., Валиуллина С.И. Проблемы изучения археологии Среднего Поволжья и Приуралья в Казанском университете //Страницы истории Поволжья и Приуралья. – Казань, 1984.

4. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921 – 922 гг. Статьи, переводы и комментарии. Харьков, 1956.
5. Белорыбкин Г.Н. Золотаревское поселение. – Пенза, 2001.

6. Белорыбкин Г.Н. Русское влияние в материальной культуре памятников с ККГП Верхнего Посурья и Примокшанья //Археология и история юго-востока Руси: Сб. тезисов. – Курск, 1991.; Древняя Русь. Быт и культура //Археология – М., 1997.

7. Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Этнополитическая история татар. – Казань, 2007; Федоров-Давыдов Г.А. Золотоордынские города Поволжья. – М., 1994.

8. Лебедев В.И. Легенда или быль. По следам засечных сторожей. – Саратов, 1986.; Материалы для истории, статистики и археологии города Темникова и его уезда XVII и XVIII ст. (Темниковская десятина) В. и Г. Холмогоровых. – Тамбов, 1890.

9. Шарифуллина Ф.Л. Касимовские татары. – Казань, 1991.

10. Пензенская энциклопедия. – М., 2001.

 

Вернуться к списку статей